Нормативное и правовое регулирование деятельности нештатных формирований гражданской обороны

Мелентьев Константин Георгиевич, преподаватель.

Санкт-Петербургское государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  

«Учебно-методический центр  гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности»

 

Изучая проблематику управления силами и средствами в условиях риска необходимо учесть, что одними из непосредственных факторов риска являются события, связанные с военными конфликтами. Военные конфликты сопровождаются проявлением или воздействием на человека (население) различных поражающих факторов, которые влекут за собой риск утраты жизни и здоровья человека. Одной из наиболее эффективных мер защиты населения в таких условиях является гражданская оборона, а также силы и средства, задействованные для решения задач защиты населения в условиях военного времени.

Также стоит учесть фактор набирающего темпы развития правового просвещения и образования гражданского общества, что неизбежно приводит к самостоятельному изучению юридических аспектов организации ГО. В этих условиях единственным фактором мотивации личности и общества на необходимость точного и своевременного выполнения предписанных законом принципов организации мероприятий ГО на объектах экономики становиться максимальное точное соотношение и соответствие правовой и практической составляющих организации ГО на всех уровнях взаимодействия.

Однако, законодательство о гражданской обороне имеет противоречивый и порой недопустимый характер, о чем можно понять, изучая общие термины и понятия, а также некоторые аспекты организации и выполнения мероприятий ГО. Рассмотрим некоторые из них.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Данное понятие закреплено в одноименном Федеральном законе №28 от 12.02.1998, вредакции Федерального закона N 171-ФЗот 29.06.2015, которой упразднено понятие «Военные действия», а за место него введено понятие о «Военном конфликте», что, по сути, не меняет характер мероприятий гражданской обороны по защите населения.

При этом, ст.4, п.3 данного нормативно-правового документа утверждает, что ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уже здесь заметна и нестыковка терминов, которая порождает сомнение, заблуждение и подмену понятий. По сути, гражданская оборона призвана защищать население от военных конфликтов, а начинается её ведение с военных действий и состояния войны.

Гражданская оборона это важнейшее и ответственное мероприятие, которое обеспечивает уверенность лиц, проходящих службу в вооруженных силах и воинских формированиях, а также мобилизованного контингента, призванного государством и обществом для защиты государственного суверенитета, в том, что семьи и друзья, ожидающие дома, будут под надежной защитой.

Для оперативного решения задач гражданской обороны создаются и активно привлекаются силы гражданской обороны, к которым в частности относятся нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Обратимся к истории их правового возникновения. В 2005 году, в самой перовой редакции приказа МЧС России №999, понятие НФГО не применялось, а действовало общее понятие о нештатных аварийно-спасательных формированиях (далее-НАСФ).

Пункт 4 данного приказа МЧС гласил: «нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников».

Де-факто, под категорию «другие организации» попали детские дошкольные учреждения, средние образовательные учреждения и другие, аналогичные организации социально-бытового и экономического назначения.

Де-юре, они были обязаны аттестовать своих сотрудников на право участия в проведении АСР при ликвидации ЧС, а также направить руководителей формирований на обучение вопросам ГО на курсы ГО соответствующего района. Если учесть положения Федерального закона №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», то можно легко понять, что прохождение процедуры аттестации в качестве спасателя довольно проблематичный вопрос для того контингента сотрудников, который по факту имел место быть в штате вышеупомянутых предприятий.

Следовательно, со временем назрел вопрос об изменении условий формирования подразделений ГО на предприятиях, имеющих категорию по ГО, не относящихся к классу опасности.  При этом, к сожалению, некоторые организационные моменты, существовавшие ранее и с правовой точки зрения подлежащие упразднению, в связи с выходом изменений в приказ МЧС №999 в самой первой редакции, видимо остаются в руководящих документах по сей день.

К примеру, при текущем обучении на курсах ГО района, лиц, являющихся руководителями нештатных формирований организаций, встречаются категории, такие как «Руководители НАСФ организаций – ППЗ или противопожарных звеньев». Можно было бы не обратить на это внимание,  если не учитывать, что ни в одном приказе МЧС России, регламентирующих создание и применение НАСФ и НФГО, таких формирований нет. И даже на это можно было бы не обращать внимания, если не изучать, предоставляемые данными слушателями направления. В данных документах фигурируют те же старые понятия о несуществующих в настоящее время подразделениях. Эти же сведения приходят руководителям организаций перед направлением сотрудников на обучение на курсы ГО.

Что это, непонимание положений приказов МЧС России или банальные ошибки исполнителей?

По задумке Правительства России, председатель которого является руководителем ГО государства, а также «законодателя», данные нештатные формирования должны создаваться на добровольной основе на предприятиях из числа своих сотрудников для выполнения задач, предусмотренных планами ГО организаций.

Правовое положение НФГО определяется Федеральным законом №28 «О гражданской обороне» и приказом МЧС России №701 от 18.12.2014 года, в котором сказано, что:

— Пункт 9: «Организации создают и поддерживают в состоянии  постоянной готовности НФГО»;

— Пункт 2: «НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Федеральный закон №68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ст.7, п.5, конкретизирует порядок применения сил ГО, к которым относятся нештатные формирования гражданской обороны, фиксируя их использование для организации и проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера.

Из этого следует, что нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны (далее – НФГО) организаций – являются силами ГО, которые могут быть использованы для выполнения неотложных работ только в случае возникновения ЧС федерального и регионального значения. При этом логично предположить, что решение об их использовании (задействовании) принимает лицо не ниже Губернатора субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Согласно Федеральному закону №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций» — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Остается догадываться, реально ли выполнять такого рода работы по обеспечению аварийно-спасательных работ без возможного риска для жизни и здоровья. С одной стороны, нормативно-правовые документы гарантируют нештатным сотрудникам участие в мероприятиях, не связанных с риском для жизни и не требующих аттестации и специальных навыков спасателя, с другой стороны, никто и нигде прямо не конкретизирует какие именно работы и при каких обстоятельствах имеют право или обязаны выполнять НФГО.

Если НФГО были созданы на категорированных предприятиях, не отнесенных к классам опасности, или создаются на них сегодня, то правовое поле позволяет частично воплотить прописанные документами принципы их формирования на практике для решения задач ГО. Хотя до сих пор существует неоднозначность понимания термина «Примерный перечень…», упоминание о котором имеет место в любом из вышеназванных приказов МЧС России. Возникает вопрос, о том, кто и на каком основании имеет право вносить изменения, если это возможно?

Гораздо хуже стоит проблема на тех предприятиях, где вполне легально созданы НАСФ, но де-юре, судя по их названиям, они теперь подпадают под категорию НФГО, по сколько, не попали даже в примерный перечень формирований, согласно приказу МЧС России 999 в редакции приказа МЧС России №331(ред. от 30.06.2014).

Кто они сейчас и как теперь должны использоваться? Каким приказом руководствоваться? Обязаны ли они теперь рисковать жизнью и здоровьем при ликвидации последствий ЧС в очагах поражения?

В условиях неоднозначной трактовки действующей правовой базы, невозможно гарантировать людям – нештатным сотрудникам данных формирований, возможность правомерного участия в реализации государственной политики в области ГО и РСЧС.

Первой и главной задачей является приведение нормативно-правовой базы к унифицированной и последовательной форме, построив которую, каждый участник выполнения мероприятий ГО и РСЧС будет четко и однозначно понимать свою функциональную нагрузку и реальное предназначение.

Второй задачей является изменение порядка и методики формирования и комплектования на предприятиях нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО. Главным принципом необходимо обозначить назначение людей, способных по своим морально-психологическим, идеологическим и физиологическим параметрам осваивать и выполнять возложенные на них обязанности.

Довольно часто на практике встречаются люди, формально прошедшие обучение и подготовку по ГО, осознающие ответственность и обладающие желанием оказать государству и предприятию содействие в выполнении мероприятий ГО, однако по здоровью или возрасту реально не способные к выполнению поставленных задач.

Более того, подавляющее большинство граждан психологически не готово исполнять обязанности нештатных сотрудников формирований ГО в условиях, связанных с возникновением военных конфликтов или крупномасштабных ЧС различного характера. И это вполне понятно, так как в подавляющем большинстве случаев, они не имеют профессионального психологического обучения и поддержки на предприятии, аналогичного центрам психологической помощи МЧС России.

При этом работодатель в большинстве случаев «связан по рукам и ногам» и вынужден создавать, оснащать и обучать именно таких сотрудников, зная, что де-факто, формирование не рабочее по объективным причинам. Заменить таких сотрудников представитель нанимателя не в силах, по тому, как Трудовым Кодексом прямо определены критерии трудоустройства работника, перечень необходимых и достаточных документов для трудоустройства и недопустимость предъявления дополнительных требований, не предусмотренных кодексом. В то же время, закон о гражданской обороне и различные нормативно-правовые акты обязывают определенные организации создавать и поддерживать в готовности НФГО.

Третьей проблемой является необходимость доукомплектования НФГО организаций сотрудниками, не имеющими мобилизационных предписаний в случае мобилизации назначенных изначально в формирование нештатных сотрудников, которые по первому требованию военных комиссариатов будут вынуждены убыть к месту сбора.

По сути, такие организации, как детские дошкольные учебные заведения, общеобразовательные учебные заведения, профессиональные учебные заведения, имеющие ограниченный штат сотрудников, но формально подпадающие под категорию по ГО не смогут обеспечить бесперебойную работу своих нештатных формирований, созданных в мирное время, в случае мобилизации своих сотрудников, подлежащих призыву. Даже, если их оперативно доукомплектуют другими, не подлежащими призыву сотрудниками, на что потребуется время, то никто не обеспечит им должный уровень соответствующей подготовки по ГО.

Как результат освещения данной проблемы, можно высказать предположение, что без должной комплексной проработки вопросов создания на предприятиях НФГО, их комплектования, оснащения и обучения невозможно гарантировать государству и обществу эффективную и работоспособную систему ГО.

Литература:

1.О гражданской обороне.Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ(ред. от 29.06.2015)/»Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 799

2.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.10.2014)/»Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, N 35, ст. 3648.

3.Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей. Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013)/»Собрание законодательства РФ», 28.08.1995, N 35, ст. 3503

4.О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 17.05.2011)/»Собрание законодательства РФ», 28.05.2007, N 22, ст. 2640

5.Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701/ [Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru], (18.02.2015).

Сведения об авторе

Мелентьев Константин Георгиевич

Санкт-Петербургское государственное казённое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и по-жарной безопасности»

Рабочий адрес: 190068, Санкт-Петербург, БольшаяПодъяческая ул., д. 19

Должность: преподаватель курсов гражданской обороны Адмиралтейского района

Электронная почта: Admiral-spb_umc@mail.ru

Melentev Konstantin Georgievich

Saint-Petersburg state educational institution of additional professional education (training) of specialists «Training center for civil defense, emergencies and fire safety»

Postal address: 47, BolshayaPodjacheskaya St., St. Petersburg, 190068, Russia

4450cookie-checkНормативное и правовое регулирование деятельности нештатных формирований гражданской обороны