Правовое и патриотическое воспитание современной российской молодежи, как главный вектор противодействия терроризму

Мелентьев Константин Георгиевич, преподаватель.

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

Ключевые слова: конференция, тезисы, противодействие терроризму

Тема противодействия деятельности террористической направленности особо актуальна в наши дни и находится под пристальным вниманием Президента, Совета национальной безопасности и общественности. События современности диктуют обществу и государству новые условия безопасности жизнедеятельности и государственной политики в области профилактики и противодействия терроризму.

Целью данной работы является выявить и обосновать принципиально актуальные варианты обеспечения профилактической деятельности по противодействию преступлениям террористической направленности.

Из концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной в 2009 году, следует, что основными тенденциями современного терроризма являются:

а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших[1].

При этом основными причинами выступают межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия, недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму и ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости ведином информационном пространстве Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты России, в части касающейся пресечения действий террористической направленности, дают четкое определение террористическому акту, как преступлению, состав которого содержит два элемента – идеологию насилия и практику воздействия на решения органов власти[2]. Следовательно, данное особо тяжкое преступление имеет явно преимущественно идеологическое происхождение, а, следовательно, и само противодействие может и должно базироваться на идеологической составляющей. Вот здесь и проявляется прямая необходимость психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение с целью выработки или воспитания качественно новой идеологической правовой позиции молодых людей по средствам правового и патриотического воспитания на различных этапах социализации в обществе.

На данном этапе развития государства и общества современной России предпочтение в решении проблем терроризма отдают силовым профилактическим и практическим действиям. При этом не решается основная проблема его возникновения и проявления. Этой проблемой в большинстве случаев является некая психологическая неустойчивость отдельных субъектов нашего общества, а также отсутствие либо сильная деформация правосознания их же, по причине явного недостатка квалификации и образованности, социальной униженности и обострения различных комплексов. В таком состоянии человек перестает быть личностью и становиться легко манипулируемым существом, способным на любые деструктивные поступки без особо выраженной мотивации своего поведения.

«Проблема 2014» дала нашему государству и обществу новую вводную, решение которой не лежит на поверхности и не может быть принято мгновенно с принятием адекватных оборонительных и предупредительных мер. Ни для кого не секрет, что основным источником террористических угроз и проявлений являются локальные войны и военные конфликты, особенно по идеологическим мотивам. В данной ситуации явно не достаточно принять сугубо властные решения, направленные на милитаристские меры предупреждения и силовые меры пресечения действий террористической направленности.

Как показала история и практика, планомерные пропагандистские мероприятия по навязыванию ложных идеалов и своеобразной перепрошивке сознания молодого поколения дали свои плоды и выразились в открытой ненависти к инакомыслию, что привело к гражданской войне транзитом через насильственный вооруженный захват власти в соседнем государстве. Мало того, теперь, кроме внутренних проблем соседнего государства мы будем иметь возможные угрозы террористической направленности от людей славянской внешности и происхождения, основным аргументом которых является патологическая ненависть воспитанная извне. Более того, продолжается внешнее воздействие на сознание молодых людей, которое происходит не только на территории сопредельного государства, но и на территории России.

В этих условиях единственно правильным решением может выступать нацеленность общества и государства на правовое и патриотическое воспитание современной молодежи России ибо, как следует из многих выводов политологов, культурологов и правоведов, в том числе зарубежных, именно дети будут хозяевами мира будущего, и мы ничего с этим не сможем сделать, кроме, как  оказать прямое влияние на их развитие и обучение[5].

Только развитая личность, знающая и чтящая свою историю и семью, уважающая действующую систему права и любящая свою страну, обладающая  собственным достоинством сможет адекватно воспринять все вызовы суровой действительности и противостоять деструктивным процессам.

На данном этапе, параллельно с предупредительными мерами силового характера, направленными на выявление и пресечение преступлений террористической направленности необходимо проводить постоянную, целенаправленную и актуальную право воспитательную работу среди подрастающего поколения.

Нужно воспитать безусловное уважение к закону, правовым нормам, дать четкие установки[4].

Молодой человек должен осознавать свою социальную значимость в обществе, знать свою историю и корни, гордиться ими и своей страной. Нужно стремиться возродить чувство гордости по силе сравнимое с тем, которое описал в своем произведении Маяковский, говоря: «Читайте, завидуйте, Я гражданин Советского Союза». Только личность, воспитанная на понятиях о праве и правомерном поведении в русле патриотического настроения может, и будет активно противостоять внешним и внутренним деструктивным угрозам, проявлять гражданскую позицию и солидарность.

Такой человек не сможет пройти мимо, замечая подозрительные предметы и подозрительных лиц, не сообщая при этом в правоохранительные органы[3].

Никогда не поставит личный корыстный интерес или время в противовес человеческим жизням и возможности их спасти, не проявит инфантильности к происходящему или пострадавшим, что чрезвычайно важно для гражданского общества.

Сейчас такими людьми являются только те, кто верой и правдой служит Родине в рядах силовых министерств, в полномочия которых входит профилактика и борьба с терроризмом, а также те, кто, рискуя жизнью, идет в самое пекло спасать пострадавших и ликвидировать последствия происшествий.

При удачном воплощении заявленной идеи правового и патриотического воспитания молодежи, таких людей появится в разы больше, что позволит решить как минимум две задачи.

Первая – это сокращение числа тех людей, которые в силу субъективных причин могут встать на путь преступности и терроризма, что существенно ослабит кадровое пополнение данной преступной среды.

Вторая – это пополнение числа социально ответственных и активных сознательных граждан, которые будут способствовать усилению бдительности и содействия органам правопорядка.

Всё это повлияет на положительную динамику предупреждения и профилактики терроризма в России и создаст реальные предпосылки к усилению основ правового гражданского сознания общества.

Литература:

1..Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв.Президетом РФ 05.10.2009)/Рос.газ.,№198.20.10.2009

2.О противодействии терроризму. Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ(в ред.31.12.2014)/Рос. газ.,№48.10.03.2006

3.Эглитис В.В. Повышение правовой культуры личности и участие граждан в правоохранительной деятельности/В.В. Эглитис//Правовая культура в юридической практике.- М.: 1977. — С.(8-11)

4.Чухвичев Д. В. Убеждение как форма государственного обеспечения  нормы права /Д. В.Чухвичев//Правоведение.-1996.- №2.- С.94-99

5.Развитие человека от 0-20.-М.:НФ «Институт перспективных исследований», 2011.-328.С

Сведения об авторе

Мелентьев Константин Георгиевич

Санкт-Петербургское государственное казённое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности»

Рабочий адрес: 190068, Санкт-Петербург, БольшаяПодъяческая ул., д. 19

Должность: преподаватель курсов гражданской обороны Адмиралтейского района

Электронная почта: Admiral-spb_umc@mail.ru

Melentev Konstantin Georgievich

Saint-Petersburg state educational institution of additional professional education (training) of specialists «Training center for civil defense, emergencies and fire safety»

Postal address: 47, Bolshaya Podjacheskaya St., St. Petersburg, 190068, Russia

 

 

 

4380cookie-checkПравовое и патриотическое воспитание современной российской молодежи, как главный вектор противодействия терроризму