Правовые основы и особенности оказания первой помощи пострадавшим вследствие криминальных взрывов

Мелентьев Константин Георгиевич, преподаватель.

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

 

Ключевые слова: конференция, первая помощь, безопасность, криминальные взрывы

Данная работа основана на изучении и анализе нормативных документов, регламентирующих необходимость и обязанность оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Все те лица, которые, так или иначе, участвуют в мероприятиях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, понимают значимость своевременного и квалифицированного оказания помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации и за её пределами. От своевременности и качества первой помощи зависит динамика смертности пострадавших.

Актуальность темы. Изучая данный вопрос, хочется напомнить, что согласно закону Санкт-Петербурга №514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге», одной из разновидностей чрезвычайных ситуаций по источнику происхождения являются крупные террористические акты[1]. К сожалению, сегодня в России существует довольно высокая и растущая вероятность преступлений террористической направленности различными методами и средствами, одним из которых является совершение взрыва в местах массового скопления людей.

Обратимся к Федеральному закону №35 «О противодействии терроризму» и вспомним, что такое террористический акт. Итак, террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях[4]. Совершенно очевидно, что законодатель выделяет среди самых распространенных методов совершения данного рода преступлений физическое причинение вреда жизни и здоровью граждан путем приведения в действие какого-либо взрывного устройства.

Рассмотрим поражающие факторы взрыва, на данный момент известные науке:

1.Ударная волна, которая приводит к частичному либо полному разрушению предметов, строений, помещений, а также поражению людей;

2.Вторичные поражающие факторы при приведении в действие взрывного устройства, которыми могут являться: осколки самой оболочки (корпуса), помещенные внутрь корпуса поражающие элементы различного типа и вида;

3.Появление в результате взрыва очагов возгорания, которые приводят в основном к ожогам различной степени тяжести.

Исходя из этого, можно с уверенностью предположить, что характер поражений пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации, в результате подрыва взрывного устройства будет примерно следующим:

1.Крайне тяжелые поражения внутренних органов, конечностей и поверхности тела;

2.Частичные поражения конечностей и тела;

3.Контузии различной тяжести;

4.Ожоги различной степени тяжести;

5.Психоэмоциональные шоковые состояния.

Анализ действующего законодательства. Согласно действующему Федеральному закону №323 «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации», обозначен список лиц, обязанных оказывать первую помощь пострадавшим:

а) «Лица, обязанные в соответствие с Федеральным законом»;

б) «Лица, обязанные по специальному правилу и имеющие специальную подготовку»;

в) «В том числе»:

1.Сотрудники органов внутренних дел;

2.Сотрудники и военнослужащие ГПС;

3.Спасатели аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.

Закон четко дает понятие, что такое медицинская помощь и почти полностью уводит внимание, от довольно абстрактного понятия «первой помощи», поясняя по факту, лишь кем и при каких обстоятельствах она оказывается. При этом совершенно не понятно, кого относят к обязанным оказывать первую помощь «по специальному правилу», а кого «в соответствии с Федеральным законом».

Некоторые нормативные акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти определяют обязанность сотрудников «обеспечить оказание первой помощи», а вовсе не «оказать» её. К примеру, судебный пристав, по закону, обязанный «обеспечить оказание первой помощи» может принять меры лично, но вполне законно может, руководствуясь лазейкой закона, просто позвонить «112» и вызвать скорую помощь, тем самым «обеспечить» оказание первой помощи пострадавшему.

Второе, о чем необходимо заявить, анализируя законодательство, это отсутствие в Федеральном законе «№323 «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» учтенных нюансов применения его в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

Закон прямо описывает лиц, имеющих право применять лекарственные препараты для оказания медицинской помощи больным, при этом дает понятие о том, что лица, не относящиеся к медицинским работникам, не имеют права самостоятельно применять лекарственные средства для взаимопомощи. В то же время существует КИМГЗ, в состав которой таки входят лекарственные медицинские средства для оказания экстренной помощи человеку. А парадокс именно в том, что применять её по закону может то лицо, которому по табелю оснащению положен КИМГЗ. Получается, что, располагая профессиональным средством само и взаимопомощи в чрезвычайной ситуации, лицо имеет право её применить только для себя.

Теперь особое внимание необходимо уделить, лицам, имеющим по закону право оказать первую помощь в различных условиях обстановки, в том числе при чрезвычайной ситуации, вызванной совершением криминального взрыва (террористическим актом).

Итак, руководствуясь статьей 31 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации», мы имеем, что:

—  водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков[2].

Из этого следует, что закон прямо не запрещает обычным гражданам участвовать в оказании первой помощи пострадавшим, однако обязывает:

1.Иметь навыки;

2.Пройти подготовку.

Остается выяснить:

а) Какой документ официально указывает на наличие навыков оказания первой помощи (дает право гражданину её оказывать);

б) Какая организация уполномочена обучать оказанию первой помощи и выдавать документ, подтверждающий обучение и дающий право оказывать первую помощь.

И последнее, в военное время, при применении противником различного вида вооружения, возможны поражения гражданского населения, в том числе от взрывов боеприпасов. При этом, согласно методическим рекомендациям МЧС России, разъясняющим порядок применения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороны, простые и неаттестованные люди, зачисленные согласно планов гражданской обороны своих предприятий в состав формирований гражданской обороны, имеют среди основных задач – «оказание первой помощи» пораженным и пострадавшим[5].

Остается загадкой законодательства, к какой категории граждан будут отнесены данные лица во время исполнения ими нештатных обязанностей в составе нештатных формирований.

В действующем Федеральном законе №28 «О гражданской обороне» не предполагает обязанности граждан оказывать первую помощь пострадавшим. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» не учитывает «особый период» и «чрезвычайные ситуации»[3].

С точки зрения «права» данных людей оказывать первую помощь, упираемся в уже известные обстоятельства, которые четко не обозначают, как и чем именно может делегироваться право, навыки и соответствующая подготовка граждан.

Данные лица, согласно действующему закону обязаны проходить и проходят курсы обучения по гражданской обороне, где программами обучения предусмотрены занятия, в том числе практические по оказанию первой помощи, однако выдаваемые им документы о прохождении обучения (подготовки) прямо не указывают на аттестацию (квалификацию) лица на право либо обязанность оказания первой помощи пострадавшему. В этом случае говорить о наличии у лиц права или обязанности оказания первой помощи, подтвержденного документально, не приходится.

Заключение.

Подводя итого, следует отметить огромную важность данной проблемы в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени, спровоцированной криминальными взрывами, либо сложной оперативной обстановкой военного времени в тылу, так как современное цивилизованное общество обязано концентрировать внимание большинства на необходимость осуществления само и взаимопомощи ради минимизации последствий вышеперечисленных обстоятельств.

Для обеспечения мотивации граждан на осуществление данных мероприятий необходимо иметь совершенный и понятный правовой механизм реализации, привести к прямолинейности и однозначности понимания, принимаемые правовые нормы и термины в них.

В частности, должностные лица и простые граждане не обязаны «разгадывать правовые ребусы», выясняя, что же именно законодатель имел в виду под «первой помощью».

Вполне реально на государственном уровне, руководствуясь опытом профильных специалистов соответствующего ведомства, отвечающего за вопросы здравоохранения, определить однозначно суть данного спорного понятия.

Целесообразно внести изменения в Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации», указывающие на обязанность всех категорий граждан уметь и оказывать первую помощь в сложных условиях обстановки — чрезвычайных ситуациях и в военное время.

Дополнить Федеральный закон №28 «О гражданской обороне» задачами и обязанностями нештатных формирований и других гражданских лиц по оказанию первой помощи.

Исключить любую ответственность граждан перед законом и третьими лицами, в случае исполнения ими гражданского долга (оказании пострадавшим первой помощи) в чрезвычайной ситуации и в военное время. Это позволит снять психологический и правовой барьер в фактическом выборе того или иного лица правильности своих действий в сложной ситуации.

На сегодняшний день, на территории многих городов России отсутствуют профессионально ориентированные центры обучения населения и должностных лиц оказанию первой помощи, что не позволяет говорить о возможности граждан:

1.Пройти обучение (подготовку) и получить знания;

2.Получить практические навыки оказания первой помощи;

3.Получить документ, подтверждающий необходимые знания.

Изучая данный вопрос необходимо продумать также возможность отработки практических действий в обстановке, максимально приближенной к чрезвычайной. Это необходимо для того, чтобы человек не только получил навыки механических манипуляций с пострадавшим, а стал психологически готов:

1.К нестандартно меняющейся обстановке, а именно такая обстановка имеет место быть при чрезвычайной ситуации;

2.К неадекватной реакции пострадавшего на действия человека, оказывающего первую помощь.

Предлагается разработать и внедрить уполномоченному органу исполнительной власти в области здравоохранения четкие и единообразные требования к организации обучения и аттестации граждан Российской Федерации оказанию первой помощи, утвердить единый документ, подтверждающий право оказывать данный вид помощи.

Литература:

1.О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге[Текст]: закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 N 514-76 (ред. от 15.10. 2015)// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 20.12. 2005 г., N 12, стр. 20

2.Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации[Текст]: федер.закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.06.2016)// Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724

3.О гражданской обороне[Текст]: федер. закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 799

4.О противодействии терроризму[Текст]: федер.закон от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ (ред. от 06.06.2016)// Собрание законодательства Р Ф от 13.03.2006 г. N 11 ст. 1146

5.Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утв. МЧС России 23.12.2015 N 2-4-87-58-11)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мелентьев Константин Георгиевич

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

Рабочий адрес: 190068, Санкт-Петербург, БольшаяПодъяческая ул., д. 19

Должность: преподаватель курсов гражданской обороны Адмиралтейского района

Электронная почта: Admiral-spb_umc@mail.ru

4420cookie-checkПравовые основы и особенности оказания первой помощи пострадавшим вследствие криминальных взрывов