Проблемы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях

Мелентьев Константин Георгиевич, преподаватель.

Санкт-Петербургское государственное казенное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования ме-тодов, средств, систем связи и оповещения населения в сфере деятельности единой госу-дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее – РСЧС).
События последних лет XXI века показали наличие существенных проблем в орга-низации предупреждения и ликвидации ЧС техногенного характера на различных объек-тах (в организациях), а также проблемы прогнозирования и предупреждения чрезвычай-ных ситуаций природного характера.
Так слабость или отсутствие предупредительных мероприятий привели к трагедии в Крымске и Московской области, хотя имеющиеся в распоряжении органов управления РСЧС программно-технические средства экстренного оповещения населения о ЧС могли, при своевременном задействовании, смягчить или предотвратить трагические послед-ствия. Проблемы в организации системы управления эвакуацией и оповещения о пожаре на объекте с массовым пребыванием людей привели к трагедии в Кемерово, хотя можно было избежать таких последствий.
«Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях» — доведение сигналов опо-вещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о воз-никновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Согласно Приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» система опо-вещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются:
— на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Рос-сийской Федерации);
— на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на террито-рии федерального округа);
— на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
— на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
— на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения по-тенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Основной способ оповещения населения — передача информации и сигналов опо-вещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радио-вещания.
С целью осуществления экстренного оповещения населения о ЧС Указом прези-дента РФ №1522 от 13 ноября 2012, создана комплексная система экстренного оповеще-ния населения о чрезвычайных ситуациях и представляет собой технические устройства и программное обеспечение, осуществляющие прием, обработку и передачу сообщений для населения.
Также система оповещения в местах массового пребыванию людей реализована на базе ФАУ «ИЦ ОКСИОН», который создан в целях проведение мероприятий по сокраще-нию сроков гарантированного оповещения населения о ЧС, обеспечения оперативного информирования населения и повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности.
Совместным приказом МЧС России, МВД России, ФСБ России от 31 мая 2005 года N 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой ин-формации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без-опасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и опе-ративного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористиче-ских акций» рекомендованы для размещения технических средств информации следую-щие места (участки):
— основные выезды, въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
— аэропорты — два участка под светодиодные панели на площади (подъезде к ним) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционные экраны (плазмен-ные панели) внутри каждого аэровокзала;
— железнодорожные вокзалы — два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под про-екционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
— гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м. — два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждому гипермаркету тер-ритории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри ги-пермаркета;
— станции метрополитена — два места под плазменные панели или проекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа, размеров станции мет-рополитена и количества выходов;
— центральные площади городов — два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
— городские стадионы — два участка перед стадионом для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, разме-щаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
— городские рынки — два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
— городские автовокзалы — два участка для размещения наружных наземных от-дельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
— городские пляжи — два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей;
— городские парки — два участка для размещения наружных наземных отдельно сто-ящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и со-оружениях светодиодных панелей;
— пассажирский транспорт — одно и более мест, по возможности, «бегущей строкой» в вагоне (салоне);
— ограждения объектов строительства, транспортные средства наземного пассажир-ского транспорта и остановочные павильоны;
— иные места массового пребывания людей.
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повсе-дневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Здесь нужно понимать следующее, что при принятии решения органами повсе-дневного управления РСЧС на задействование системы оповещения населения, учитыва-ются критерии определения и отнесения ситуации к чрезвычайной, введенные приказом МЧС России от 08.07.2004 N 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычай-ных ситуациях», в которых даны четкие пределы значений различных поражающих фак-торов источников возможных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, а также террористических актов.
Важно учесть, что данные критерии актуальны в основном для статических пара-метров, таких как, число пострадавших, предельно допустимые концентрации аварийно-химически опасных веществ, выброшенных в окружающую среду вследствие аварии, ну и вероятно материальный ущерб, который представляется возможным просчитать по факту произошедшего.
Когда же речь заходит об опасных природных явлениях метеорологического харак-тера, таких как шторм, где основным критерием определения возникновения чрезвычай-ной ситуации является скорость ветра средняя и в порывах, говорить о точности прогноза, фактической скорости и динамики развития ситуации не приходится.
Подтверждением такого умозаключения является заключение подмосковных спе-циалистов МЧС России, которые оценивая последствия случившейся чрезвычайной ситу-ации весной 2017 года в Московской области по вине урагана, сходятся во мнении, что средняя скорость ветра колебалась от 15 до 20 метров в секунду. Порывы достигали 22-28 метров. Максимум, по оценкам метеорологов, был зафиксирован в районе Внуково — до 30 метров в секунду. В Москве оказались повреждены 240 зданий, около 2 тысяч машин, повалено 14 тысяч деревьев. В Подмосковье разрушений не меньше. То есть можно говорить об очень большом ущербе.
По версии МЧС России было заранее распространено предупреждение. Росгидро-мет поднял уровень опасности до «желтого». О приближающейся непогоде с утра сооб-щали по телевидению и радио. Где-то, в затронутых стихией регионах, люди получали SMS. По классификации МЧС России (Приказ МЧС России от 08.07.2004 г. N329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях»), определяющей «уров-ни опасности» и порядок информирования и оповещения, поступивший прогноз не подпадал под критерии «чрезвычайная ситуация», т.к. скорость ветра ожидалась менее 25 м/с. В связи с этим осуществлялось только информирование о комплексе неблагоприятных погодных условий через СМИ, соцсети, региональные сайты МЧС России и SMS-рассылку.
По мнению специалистов МЧС России, человечество не только ещё не научилось предсказывать погоду, но и понимать ее. Ни один самый мощный и точный компьютер не может спрогнозировать процессы стихии, как они будут досконально развиваться. Слишком сложны климатические процессы и непредсказуемы. В лучшем случае современная техника может предсказать, что погода испортится, но насколько сильно — нет.
Иного мнения придерживаются представители и руководитель Совета Федерации России. Как отмечается, в ходе заседания палаты сенатор Франц Клинцевич отметил, что в настоящее время высказывается очень много претензий МЧС России и Росгидрометцен-тру из-за того, что положенных предупреждений об урагане 29 мая не было. Члены Совета Федерации во главе со своим спикером Валентиной Матвиенко приняли решение выяснить причины плохого функционирования системы оповещения граждан о предстоящих чрезвычайных происшествиях и стихийных бедствиях.
Прогнозируемая скорость ветра 29 мая 2017 года, в Московской области, суще-ственно отличалась в меньшую сторону от фактической и это говорит о том, что есть ди-намические показатели или критерии, которые должны оцениваться, как условные или ориентировочные для принятии решения уполномоченными органами о классификации ситуации в качестве чрезвычайной.
Что же касается принятия конкретных мер защиты населения от возможности воз-никновения и возникновения чрезвычайной ситуации, среди которых ведущую роль иг-рают информирование, оповещение населения и обеспечение непрерывной устойчивой связи между органами управления, силами РСЧС и населением, то можно уверенно утверждать, что данные мероприятия необходимо проводить в обязательном порядке и в полном объеме, не дожидаясь формального подтверждения соответствия реальных и про-гнозируемых величин критериям приказа МЧС России от 08.07.2004 г. N329.
Немаловажное значение имеет и организация связи между различными органами управления и руководителями гражданской обороны объектов (организаций). Век техни-ческого прогресса принес в нашу повседневную и трудовую жизнь мобильную связь, ко-торая прочно закрепилась в социуме, как надежный и качественный источник связи.
Но стоит обратить внимание на трагедию апреля 2017 года в Санкт-Петербургском метрополитене и станет понятно, что мобильная связь не актуальна, как средство обеспе-чение непрерывной качественной связи для осуществления оперативного управления при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях в результате террористических атак, напри-мер.
Во время ликвидации последствий ЧС апреля 2017 года в Санкт-Петербургском метрополитене на протяжении нескольких часов мобильная связь была не доступна не только на территории самого объекта транспортной инфраструктуры, но и по всему Санкт-Петербургу. И дело даже не в обеспечительных оперативных мероприятиях, кото-рые в ряде случаев приводят к блокировке радиоканалов мобильных устройств, но и в банальной перегрузке внутри самой сотовой сети мобильных операторов, аналогичной той, которую она испытывает в Новогоднюю ночь, когда миллионы абонентов практически одновременно выходят на связь.
В свою очередь, оперативное управление своими объектами в целях предупрежде-ния возможных чрезвычайных ситуаций, по средствам мобильной связи в этот день для большинства руководителей было не доступно.
В этой связи предлагается на всех объектах экономики крупных промышленных городов (мегаполисов), вне зависимости от формы собственности предприятия, наличия или отсутствия категории по гражданской обороне и класса опасности, ввести обязатель-ность оснащения техническими средствами оповещения о чрезвычайных ситуациях (ло-кальными системами оповещения), на данный момент обязательности установки для большинства объектов не существует.
Это позволит гарантированно довести информацию и сигналы оповещения об опасностях до подавляющего большинства работающих граждан и снизить (минимизиро-вать) число пострадавших и погибших в результате возможной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Литература

1. О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций [Электронный ре-сурс]: Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. N 1522 Сетевой доступ из СПС Га-рант URL: http://base.garant.ru/70257900/
2. Об утверждении Положения о системах оповещения населения [Электронный ре-сурс] Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 Сетевой доступ из СПС Гарант URL: http://base.garant.ru/189954/
3. О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповеще-ния и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций [Электронный ресурс] Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 Сетевой доступ из СПС ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/188276/#ixzz5SNq6oo7B
4. Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] Приказ МЧС России от 08.07.2004 г. N329 Сетевой доступ из СПС Гарант URL: http://base.garant.ru/12151827/

Сведения об авторе

Мелентьев Константин Георгиевич
Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»
Рабочий адрес: 190068, Санкт-Петербург, Большая Подъяческая ул., д. 19
Должность: преподаватель курсов гражданской обороны Адмиралтейского района
Электронная почта: Admiral-spb_umc@mail.ru
Melentev Konstantin Georgievich
Saint-Petersburg state educational institution of additional professional education (training) of specialists «Training center for civil defense and emergencies»
Postal address: 47, Bolshaya Podjacheskaya St., St. Petersburg, 190068, Russia

4680cookie-checkПроблемы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях